Внимание

В каждое занятие включайте упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.

Включайте в занятия задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.

Почаще предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания, следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачёркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).Используйте дидактические игры с чётко выраженными правилами.

Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы.

Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.Предлагайте детям:

• повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;

• неоконченные фразы, которые нужно закончить;

• вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.

Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.

На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребёнок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходить от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура занятия, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля – такой подход сделает занятие интересным для детей, что само по себе будет способствовать организации их внимания.

Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура занятия, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля – такой подход сделает занятие интересным для детей, что само по себе будет способствовать организации их внимания.

Память

При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесные объяснения с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идёт речь, используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).

К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).

Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения:

• анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;

• осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;классифицировать предметы и явления на основе обобщения;

• устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.

Включайте игры и упражнения для развития памяти в каждое занятие.

Мышление. Речь.

Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространённые из них – анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребёнок активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить. Включайте в занятия задания на:

• сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;

• классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;

• нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;

• складывание целого из частей (разрезные картинки и последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним);

• осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);

• задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.

Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними почитанные книжки, анализируя поведения людей.

В целях развития речи:

• после чтения текста просите детей пересказать , ответить на вопросы, задать свои;

• развивайте у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;

• упражняйте детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;

• учите детей доказывать свое мнение, выражать его.

Во время занятия должна быть спокойная, доброжелательная обстановка. Занятия следует проводить регулярно, а не от случая к случаю. Взрослый должен показать ребенку свою искреннею заинтересованность в процессе взаимодействия с ним, отметить чему научился, что узнал ребенок нового, где ему это может пригодиться.

Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Родителям

Рекомендации психолога для родителей будущих первоклассников на развитие внимания.

Предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания, следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы "а", стараясь не пропускать их (задание можно постепенно усложнить, попросив ребенка зачеркивать все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»)

Можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.

Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.

Предлагайте детям:

- повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;

- неоконченные фразы, которые нужно заканчивать;

- учите сравнивать, анализировать образец и учить находить и исправлять ошибки.

Рекомендации психолога по развитию памяти.

К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходимо тренировать память не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание). Для лучшего запоминания нужно анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия.

Рекомендации психолога по развитию мышления.

Учите сравнивать пары предметов или явления – находить сходство и различия между ними;

- изучайте классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;

- находите «лишние» слова или изображения, не связанные общим признаком с остальными;

- разрезные картинки;

- последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;

- осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);

- задания на сообразительность, логические рассуждения.

Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.

Яндекс.Метрика